Церковь всех Крымских святых

Храм во имя Всех Крымских Святых и святого великомученика Феодора Стратилата

   Храм во имя Всех Крымских Святых и святого великомученика Феодора Стратилата

История создания церквей в Алуште начинается с 1833 года, со времени утверждения проектов, представленных на конкурс.

Судя по документам, сохранившимся в государственном архиве Крыма, высочайшее утверждение получили проекты, предоставленные генерал-губернатором Новороссии графом М.С. Воронцовым, разработанные известным Одесским архитектором Г.И. Торричелли (1796-1843). За строительство церквей в Ялте и Алуште взялся Керченский купец I гильдии Карл Томазини, «имевший ранее большие подряды по постройкам зданий и церквей в губерниях Новороссийского края». Причем, в Алуште строил церковь его брат - Иван Томазини.

Руководил строительством церквей в Алуште и Ялте (речь идет о церкви Иоанна Златоуста на Поликуре архитектор Южного берега Крыма, сменивший Эльсона в 1834 году, Я. Колодин. Вместе с ним в строительстве принимали участие архитекторы Эшлиман и Дево.

Церковь построена была, как утверждают специалисты-искусствоведы, по типу сельских церквей Англии, с использованием готической архитектуры, как в фасадах, так и в интерьере. Для архитектуры 20-40-х годов XIX века в России было характерно романтическое направление эклектики с использованием элементов готики. Торричелли использует ряд приемов, характерных для готических костелов; щипцовое завершение боковых приделов (это можно увидеть и сейчас), колокольня с пирамидальным шатровым завершением (не сохранилась), стрельчатая форма оконных и дверных проемов (сохранилась), окна украшали цветные витражи. Судя по старым фотографиям и гравюрам с видами Алушты, колокольня храма служила градостроительной доминантой всего города.

Иконостас был выполнен мещанином Черниговской губернии Пантелеймоном Бочаровым. Кроме иконостаса храм украсили «двадцатью праздничными иконами по 20 руб. каждая, на досках квадратно в Уз аршина каждая».

В 1841 году по чертежам губернского архитектора С. Дево вокруг церкви была возведена прямоугольная металлическая ограда на каменных столбах.

Таврическая епархия подчинена была архиепископу Херсонскому и Таврическому Гавриилу, который назначил освящение церкви нашей и священника. Как видим, церковь во имя Феодора Стратилата была освящена 30 ноября 1842 года. И это не случайно: ведь в этот день Святая церковь празднует память Андрея Первозванного, с именем которого в Тавриде много связано.

Первым священником был протоиерей Михаил Родионов. Очевидно, человеком он был умным, и честным, и благостным, ибо уже в 1851 году был благочинным Крымских церквей.

Итак, храм теплый, светлый, красивый, с колокольней-доминантом над городом; звон колоколов созывал всех православных на молитву, Алуштинцы любили свою церковь, отправляли в ней церковные требы: крестины, венчания, отпевали умерших, жаловали добровольно средства на ее украшение. Особенно много постарался для благоустройства и украшения церкви Николай Дмитриевич Стахеев меценат города, чья усадьба и вилла сохранились до наших дней (Центр детского и юношеского творчества).

К 1902 году, когда Алушта получила статус города, в ней было 2,5 тысячи жителей, го них половина - христиане,

Но после Октябрьского переворота начались гонения на верующих и церковнослужителей. В 1930-е годы, когда сажали по ничтожному поводу и без повода, расстреляли дьякона нашей церкви - Никандра Сакуна, а настоятеля Петра Сербинова четыре раза сажали в тюрьму и выпускали по ходатайству жителей, пока окончательно не сослали в дикую глушь^ где он вскоре и скончался от голода и лишений, В 1938 году был расстрелян алуштинский священник Тимофей Изотов.

Снова закрыли храм, открыли же в 1944 году, пока совсем не закрыли в 1962 году, разрушили колокольню, на месте ее пристроили стеклянный павильон для танцев.

Разрешение на восстановление храма совпало с большим праздником - 1000-летием Крещения Руси (1988 год). Впервые был установлен праздник Всех Крымских Святых (день памяти 28 декабря). Поэтому восстановленный храм был освящен во имя Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата,

Был построен новый притвор, потолок которого украшен фреской «Покров Пресвятой Богородицы».

На восточном фасаде в полный рост воссиял облик Святого Феодора Стратилата (икона выполнена мозаикой художниками С. Маркиным и А. Губскям).

В храмовый праздник Всех Крымских Святых на аналой выносится икона «Собор святых и подвижников благочестивых в земле Таврической просиявших». «Икона написана трудами й усердием священнопротоиерея Алексея Медведева и тщанием иконописца Виктора Блинова. Освящена в лето Господне 1989 г.».

Итак, старый храм, построенный 160 лет назад «к душевному утешению христиан», возрожден.

И хотя первоначальный вид навсегда утрачен, храм действует, даря жителям веру, надежду и любовь. Любовь ко Господу и друг другу, и вреу в то, что годы атеистического зубоскальства, поругания чувств верующих, разрушения храмов никогда не повторятся.

Все святые в земле Таврической просиявшие, молите Бога о нас!

Статья из книги «Христианские святыни   Алуштинской  долины

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ ХРАМА В АЛУШТЕ.

Необходимость построения храма в Алуште явление не случайное. Дело в том, что к 1836 году население Алушты значительно увеличилось. Помещики, владельцы виноградников, привлеченные для работы рабочие, приехавшие на морские купания и окольное население; - все они пополнили ряды христиан, нуждающихся в Православном храме.

Об этом свидетельствует следующий архивный документ - ходатайство тайного советника казначейства к графу Воронцову М.С. от 12 ноября 1836 года.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ЦЕРКВИ.

Разработкой проекта Православной церкви в Алуште занимался Одесский городовой архитектор Георгий Иванович Торричелли. Стоимость постройки определена была, в то время, 44 тысячи 701 рубль.

Керченский купец I гильдии Карл Томазани принял на себя постройку Алуштинской церкви вместе с архитектором Эшлиманом.

Предварительное освящение места под строительство церкви.

Архивные документы открывают нам любопытный материал о попытке предварительного освящения места под строительство церкви. Эта церемония была поручена протоиерею Михаилу Родионову,о чем свидетельствует обращение архиепископа Херсонского Гавриила к графу М.С. Воронцову. А также рапорт от 12 мая 1837 года от священника Андрея Накропина. Они явствуют о том, что возникли затруднения по поводу названия церкви. Шла даительная переписка на предмет - в честь какого святого, какого праздника или какой древней церкви м. Алушты будет названа строящаяся церковь. Вопрос серьезно обсуждался.

Строительство церкви началось без освящения, что противоречило церковным правилам. И чтобы не приостанавливать строительство, приезжает освятить место под строительство протоиерей Симферопольского собора Михаил Родионов 15 мая 1837 года.

Но освящение места под строительство не состоялось по вышеописанной причине. Здесь же священник Андрей Накропин пишет:«Даже археолог Кеппен умалчивает о названии церкви в м. Алушта и сам протоиерей не ведал тогда о конкретном названии церкви».

По этим же причинам освящение состоялось только несколько позже. Этот факт говорит о серьезном подходе священства к определенному имени церкви.

Закладка церкви в м. Алушта.

Строительство церквей являлось в Российской империи одной из составляющих внутренней политики государства. Духовному воспитанию уделялось особое внимание.

Строительство церкви в Алуште осуществлялось за счет государственной казны, меценатства жителей Алушты, средств татарского сбора.

Заложена Алуштинская церковь 1 октября 1837 года. Строилась в период развития романтического направления эклектики с использованием Тюдоровской готики. По типу зданий Алуштинская церковь принадлежит к каменным однонефным крестовым, с четвериком в средокрестии с трехярусной колокольней над притвором. Архитектор ГЛ. Торричеллм использует ряд характерных для архитектуры готических костелов: щипцевое завершение боковых пределов, колокольня с пирамидальным шатровым завершением. Стрельчатая форма оконных и дверных проемов, высокие контрфорсы, завершенные фиалами с флеронами. В завершение фасадов - зубчатые парапеты.

К началу XX века, судя по страховой описи за 1913 год церковь Феодора Стратилата имела вид: (каменная, покрытая железом, окрашена зеленой краской. Длина церкви, считая и колокольню - 12 саженей; наибольшая ширина - 6 саженей, высота до конца карниза - 8 аршин; больших окон - 10 штук; малых - 1 штука; дверей наружных створчатых - 2, из них - 1 обшита железом; внутренняя одностворчатая -1).

В Одесском архиве сохранился рапорт Таврическиму губернатору Матвею Матвеевичу Муромцеву от архитектора Калодина от 1 октября 1837 года, который открывает нам картину строительства церкви в целом, а также детального строительства: куполов, колокольни, наружного оформления, внутренней отделки, иконостаса и часовни. Снаружи храмы обычно завершаются куполами.

КУПОЛ.

Купол Алуштинской церкви имеет 4 больших арки. Это строение достаточно тяжеловесно и архитектор Калодин предлагает усилить их контрфорсами. Во избежание разрушения укрепить стены самого купола с закладкой в них штырей из брускового железа длиной 5 аршин. Именно такая конструкция, по его мнению, устранит опасность разрушения. «Средний купол с четырьмя большими арками как по фасаду и по плану следует. Арки сии с куполом должны начинаться с основания или пять квадратно в один аршин, толстоты имеющих, - как значит по прилагаемом у сего части плана по лит. «а»». Следующим архитектурным элементом является колокольня.

КОЛОКОЛЬНЯ.

Архитектор Калодин дает свои рекомендации и по поводу строительства колокольни. «Все они будут учтены, ассигнованы, претворены в жизнь в 1841 г. Он предлагал усилить конструкцию связями из полосового железа, штырями. Все это будет служить благонадежным укреплением для колокольни, на что потребуется сумма 1531 рубль 78 копеек. Колокольню необходимо было устроить вне церкви между стеной трапезной и стеной колокольни. Лестница    должна быть возведена на дубовой столбаре, деревянная о 39 ступенях, покрыта железною кровлею, обшита чистыми досками и окрашена».

Внутри церковь была оштукатурена и расписана. Пол положен деревянный.

Иконостас выполнен в церкви из липового леса купцом черниговской губернии Пантелеймоном Бочаровым по чертежу архитектора Г.И. Торричелли. Длина его была 11 аршин, высота - 10 аршин. Церковь отапливалась двумя кафедральными печами.... Предлагался иконостас архитектора Калодина, как второй вариант. Кроме иконостаса храм во имя св. великомученика Феодора Стратилата украсили двадцатью праздничными иконами по 20 рублей каждая, на досках квадратного аршина. Всего по смете на всю церковную утварь истрачено 3316 рублей 55 копеек (ГАОО ф. I, оп. 191, д. 79, л. 130).

ОКОНЧАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕРКВИ.

Итак, 10 октября 1842 года Таврический губернатор Муромцев пишет докладную записку графу М.С. Воронцову: «Церковь в м. Алушта во имя святого великомученика Феодора Стратилата постройкой совершенно окончена...». Утварь церковная, колокола, книги и вся принадлежность приобретены из суммы татарского сбора. В этой же докладной записке звучит просьба о назначении в церкви постоянного священника. Пригласить его из Симферополя или Ялты, способного обучать малолетних детей Российской грамоте, первым правилам арифметики и прочим наукам, для открытия настоящего приходского училища. Это было бы благодеяние, для несостоятельных родителей, а состоятельные не отказали бы плату за его труды.

В докладной записке прихожане испрашивают приказания настоятелю Ялтинской церкви протоиерею Александру Сорокину, чтобы он на время отсутствия постоянного священника направлял в Алушту по воскресеньям из Ялты или Симферополя священников для ведения богослужений. А также в большие праздники: Рождество Христово, Богоявление Господне, Святого Христова Воскресения.

Из книги С. Мартыненко «Алуштинский Православный храм Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата»


"ЮСТИНИАН I" Византийский император, -Основатель крепости Алустон.

В середине VI века император Юстиниан I достиг цели освободить Запад империи от владычества варваров. Блистательное царствование Юстиниана напомнило миру древнюю славу римского оружия.

Юстиниан 1, царствовавший с 527 по 565 г,г., укрепил внутреннее положение страны, усилив централизацию в управлении, упорядочив законодательство и расправившись с восстаниями и антиправительственными заговорами, приступил к осуществлению своей заветной мечты - восстановлению когда-то единой Римской империи в прежних границах.

Юстиниан родился в 481 г.? был родом славянин из селения Вердяны близ города Средца (теперь София, столица Болгарии).

Вступив на престол в 527 г. после дяди своего Юстина, воевал успешно на Востоке, добился ухода с Балканского полуострова кочевников-гуннов. Через полководцев своих Велизария и Нерсеса уничтожил владычество вандалов в Африке и Сицилии (533-534 г.г.), победил франков и алеманов, 5 раз отнимал Рим у готов и, наконец, утвердил свою власть в Италии (554 г.), Сардинии, Корсике и части Испании.

Стремясь прочнее укрепить завоеванное, и создать условия для последующего расширения своих владений, Юстиниан I строил укрепленные линии и посты, возводил мощные крепости с толстыми стенами и высокими башнями. Вдоль всех границ империи протянулись системы таких укреплений - в Северной Африке и на берегах Евфрата и Дуная, в горах Армении и на Крымском полуострове.

В каждом из них были размещены небольшие военные гарнизоны, обеспеченные запасами продовольствия и оружия. Специально устроенные водопроводы и колодцы снабжали их водой.

Эти сооружения были воздвигнуты трудами сотен и тысяч ремесленников, строителей и крестьян, которые тесали огромные камни, по крутым склонам поднимали их на вершины гор и скал, возводили могучие стены, в камне вырывали котлованы для водохранилищ.

Обо всем этом мы знаем из различных исторических источников, письменных и археологических.

Из письменных наибольшую ценность представляют свидетельства знаменитого историка Прокопия Кесарийского.

Советник и приверженец крупнейшего юстиниановского полководца Велизария, Прокопий Кесарийский участвовал в его походах против персов, вандалов и остготов. В 8-ми книгах своего сочинения «Войны» Прокопий описал историю тех войн, которые вела Византия при Юстиниане I. В другом произведении, трактате «О постройках», он восторженно перечисляет и с  большей или меньшей подробностью описывает десятки городов и сотни крепостей, воздвигнутых при Юстиниане I,

«Если бы мы показали. - писал Прокопий в этом трактате, - список крепостей, воздвигнутых Юстинианом, людям, живущим в какой-нибудь отдельной стране и потому не могущим собственными глазами убедиться в этом, то, конечно, такое число этих сооружений показалось бы им сказочным и невероятным». Только на одном пространстве от Белграда до устья Дуная Юстиниан построил новых и восстановил старых 80 укрепленных замков, по свидетельству Прокопия.

Трактат «О постройках» содержит рассказ и о тех укреплениях, что были построены при Юстиниане в Крыму.

«Сверх того, что касается городов Боспора и Херсона (современные Керчь и Севастополь), которые являются приморскими городами, Юстиниан воздвиг там и два укрепления, так называемые Алустон и Гурзувит. Здесь же, на этом побережье, - отмечает Прокопий, - есть страна по имени Дори, где с давних времен живут готы. Так как казалось, что их местность легко доступна для нападения врагов, то император укрепил все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от готов беспокойство и вторжения в их страну врагов».

Несомненно, что и крепость Алуста, и длинные стены играли для Византии немаловажную роль. Прокопий отмечал, что обитатели страны Дори были в союзе с римлянами (так он называет Византийцев) и отправлялись вместе с ними в поход, когда «римляне шли на своих врагов».

Естественно, что Юстиниан 1 заботился и о защите своих Крымских владений от степных кочевников.

Плодородную и удобную алуштинскую долину должны были охранять и «длинные стены», препятствующие проникновению противника через перевалы в горах, и выстроенная на удобной возвышенности крепость.

Построенные по приказанию Юстиниана «длинные стены» пересекали седловину между северной и южной Демерджи над ущельем, по которому тоже можно было пройти к Фуне и Алустону. Остатки их видны здесь довольно отчетливо.  . Церковь совершает память святых Юстиниана и Феодоры 27 ноября н.ст.


СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ ИННА, ПИННА, РИММА.

Сии святые мученики происходили из северных стран, из земли варварской (по мнению проф. Е. Голубинского (Ист. Русск. Ц. т. 1, первая половина, изд. 2, стр, 31 и прим. 2) они происходили из Готфии дорийской, занимавшей узкую приморскую полосу земли в нынешнем Крыму между Балаклавой и Судаком). Они были учениками апостола Андрея и многих из варваров от почитания кумиров обратили к вере во Христа. За это они были схвачены и представлены правителю варваров, который хотел было обольстить их различными соблазнами и лестными обещаниями, но они не склонились на предложенные им почести и за свою твердость в вере во Христа биты были без пощады. Так как в то время стояла суровая зима, и реки замерзли настолько, что их можно было переходить по льду, то посредине реки поставили и утвердили на льду прямые деревья и привязали к ним святых мучеников. Когда под тяжестью деревьев лед стал прогибаться, то вода поднялась до их шей, и они в таком положении предали святые души свои Господу. Некоторые христиане похоронили тогда тела их, но потом епископ (Годда) вынул их из могилы и, взяв на плечи свои, положил в своей церкви. Спустя семь лет после кончины своей святые мученики явились тому же епископу и повелели ему перенести мощи их в местечко называемое Алике, в сухое пристанище (Алике есть нынешняя Алушта, находящаяся на берегу Черного моря. «Сухое пристанище» означает морскую пристань).

Церковь Тел. 8(06560)5-79-19     Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Храм по сей день находится в стадии реконструкции (роспись внутреннего помещения, постройки прихрамовых сооружений) и потому остро нуждается в Вашей финансовой поддержке.

 (c) SerJi